«Закройщик из Торжка», реж. Яков Протазанов, 1925 г.
Попробуйте хоть раз посмотреть немое кино, озвучиваемое живой игрой музыкантов в реальном времени по ходу фильма: приглушенная зловещая музыка — и зритель напрягается в ожидании поворота сюжета, легкая романтичная — и мы знаем, что все будет хорошо. А что, если музыканты, играя, смотрят фильм вместе со зрителями и мгновенно делятся своими эмоциями через импровизацию? Завораживающую красоту немого черно-белого кино раскрасит исполнение профессиональных музыкантов.
В конце XIX века братья Люмьер во Франции впервые продемонстрировали миру мчащийся поезд, а общество Нового Света, перешагнув доселе непреодолимый социальный барьер, заплясало под африканские ритмы джаза. Рождалась новая реальность, в которой джаз и кино заняли свое место.
Спустя четверть века после своего рождения кинематограф приобрел звук. И фильмы, казалось бы, приобрели качество «неизменных постоянных».
Как из песни не выкинешь слова, так и фильм, выйдя в прокат, останется таким, каков он есть. А были времена, когда кинематограф существовал по другим законам, когда один и тот же фильм мог рассказать бесконечное множество разных историй… Тогда все зависело от музыкантов, заставлявших преображаться видеореальность.
В начале XXI века мы снова живем в эпоху перемен и возвращаемся к немому кино как к оригинальному жанру, в котором возможно удивительное искусство тапера — соавтора — интерпретатора фильма.