Главная > Статьи > Карьера > Учись учить! Как студенту подработать преподавателем

Учись учить! Как студенту подработать преподавателем

21 сентября 2012
Категория: Карьера

Сегодня большинство студентов совмещают работу с учебой. Преподавание – одна из сфер, позволяющая работать с учетом выбранного профиля, что всегда приятнее подработки «не по специальности». Кроме того, этот вид деятельности допускает гибкий график работы, что также важно для студента.

Есть несколько вариантов работы в сфере образования.
 
- Репетиторство.

Чтобы стать репетитором, достаточно зарегистрироваться на одном или сразу на нескольких сайтах для репетиторов. Одна из наиболее известных компаний – сеть «Ваш репетитор». Преимущество репетиторства в том, что уроки всегда можно согласовать с расписанием в вузе, а также устанавливать удобный формат занятий. Для студентов младших курсов это, пожалуй, единственный возможный способ стать преподавателем. Помимо этого, индивидуальные занятия больше подходят тем, у кого нет опыта работы, поскольку сразу справиться с группой учеников – сложнее. Наконец, это единственный вид преподавательской деятельности, где не нужно писать отчеты и учебные планы.
Интересно, что различные сайты репетиторов предусматривают и вариант работы с группой. В частности, компания «Высший балл» уделяет этому особое внимание при регистрации нового преподавателя.

Слабая сторона репетиторства в том, что уроки чаще всего проходят на дому: нужно соизмерять время и силы, потраченные на дорогу к ученику и ту прибыль и удовольствие, которые вы получите от работы.

- Работа в школе или учреждении среднего специального образования (колледж, училище, техникум).

Этот вариант подойдет студентам старших курсов, магистрантам, аспирантам. Специфика этого варианта в том, что преподаватель должен быть готов ко встрече с целым классом/группой. Этот вид работы предполагает более жесткое расписание, написание отчетов и учебных планов, возможно, наличие административных обязанностей. С другой стороны, это гарант официального трудоустройства и огромного опыта не только преподавания, но и общения с учениками. Вакансии на такие должности периодически появляются в интернете. Полезным бывает визит в свою школу, поскольку преподаватели часто требуются и в середине учебного года.
 
- Работа в одном из языковых центров (в том числе, в «Талисмане»).

Подходит студентам, владеющим иностранным языком или прошедшим курс РКИ (Русский как иностранный) и имеющим сертификаты международных экзаменов.

ucheniki- Работа в ФТК-Юнимум, федеральной сети образовательных центров.

С 2011 года в Екатеринбурге открылись центры дополнительного образования ФТК, где студенты, начиная с третьего курса, также могут попробовать себя в роли преподавателя. Первый образовательных центр ФТК был создан на базе МФТИ в 1991 году, но со временем организация стала автономной: сегодня сеть насчитывает не одну сотню образовательных центров в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске.
 
Организация отличается многопрофильностью: учить в ФТК можно не только предметам школьной программы, но и специфическим, таким как фотография, дизайн и рисунок, современный танец. Востребованы и преподаватели разнообразных тренингов: технология лидерства, развитие памяти и скорочтение, развитие интеллекта.

Важно, что образовательный процесс ФТК предполагает преподавателя-студента, от которого требуется креативность, гибкость и нестандартный  подход к стандартным ситуациям, неизбежно возникающим при работе с детьми. Новые преподаватели, в своем большинстве не имеющие опыта работы, проходят обучение.

uchitelЧтобы стать преподавателем ФТК, нужно оставить заявку на официальном сайте компании: через несколько дней соискателя пригласят на собеседование, состоящее из двух этапов.  Конечно, от соискателя требуется безупречное знание своего предмета, поэтому в первом туре предлагается пройти тест и/или устное собеседование (например, для будущего преподавателя иностранного языка). Во втором туре, который, как правило, проходит через несколько дней после первого, соискатель должен продемонстрировать уже не теоретические навыки, а практические. Задача будущего преподавателя на этом этапе – за 15 минут объяснить тему, известную ему заранее. Так, соискателю на должность преподавателя русского языка накануне испытания сообщается тема и класс, в котором состоится «урок». Например: «”о-ё после шипящих”, 6 класс». Шестиклассниками на время испытания становятся администраторы центра, другие соискатели и преподаватели.

Главная сложность состоит в том, что будущему преподавателю нужно перестроиться и представить, что перед ним не взрослые, а дети, которых, как известно, переиграть невозможно. В течение 15 минут в аудитории происходит все, что может произойти с преподавателем, ведущим урок.

Комиссия испытывает будущего преподавателя не только с точки зрения профессиональных качеств: умения заинтересовать и доходчиво объяснить материал, способности приводить неожиданные примеры и сопоставления ит.д. За отведенные 15 минут в классе обязательно зазвонит телефон (и не раз) или найдется «ученик», постоянно перебивающий объяснения преподавателя. С большой вероятностью сложится ситуация, в которой ученик агрессивно выражает нежелание учиться. Будущий преподаватель должен уметь адекватно реагировать на подобные ситуации, поэтому реакцию на самые типичные случаи стоит продумать заранее. В стрессовой ситуации легко свернуть на проторенную советской (да и современной) школой дорожку: учитель всегда прав, он демонстрирует собственное превосходство над учениками (как профессиональное, так и социальное), нарушение дисциплины вызывает у него агрессию ит.д. Все, с чем каждый из нас хотя бы раз сталкивался на этапе обучения в школе, противопоказано для преподавателя в ФТК. Важно помнить закон: то, что происходит в аудитории – отражение того, как ведет себя преподаватель.

После окончания собеседования с соискателем работает методист, который обобщает достоинства и недостатки, дает ценные советы и рекомендации. И даже если с первого раза тишина в классе не установилась, а объяснение закончилось на середине, не отчаивайтесь: главное – желание научить и уверенность в собственных силах, что и ценится в ФТК.

У каждого из предложенных вариантов есть свои сильные и слабые стороны: выбирать нужно исходя из уровня педагогического опыта, степени загруженности в вузе и личных предпочтений.

Анна Меньщикова

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск