Главная > Статьи > Карьера > Секреты успешной карьеры режиссёра от создателя фильмов «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Начало»

Секреты успешной карьеры режиссёра от создателя фильмов «Гоголь. Вий» и «Гоголь. Начало»

06 июня 2018
Категория: Карьера

Говорят, что режиссёры самые одинокие и несчастливые люди. Но, несмотря на всю сложность работы в киноиндустрии, снять свой фильм стремятся множество молодых людей. В рамках IV индустриального питчинга кино режиссёр фильма «Гоголь: Начало», «Гоголь: Вий» Егор Баранов провёл творческую встречу в Екатеринбурге, где рассказал обо всех подводных камнях режиссуры. «УралСтудент» собрал всё самое интересное из беседы.

Об учёбе

В 2006 году я поступил во ВГИК на платное, но на втором году обучения смог перевестись на бюджет. Сам ВГИК не даёт ремесла как такового. По сути, это огромная кинотусовка, где общаются только с теми, кто что-то делает. Нет такого, что к дедлайну ты не сдал работу, вот тебе двойка. Хочешь просирать свою жизнь – это твое личное дело. Общение с мастером происходит один раз в неделю или даже реже на предмет чего-то конкретного, например, если ты снял короткометражку.

Обучение на бюджете позволяет тебе снять учебную курсовую и диплом за деньги института. Но там такая бюрократическая машина, чтобы вытащить деньги на производство, я даже не стал связываться с этим и снял свою работу на любительскую камеру. Во ВГИКе люди больше всего предоставлены самим себе. Поэтому всё происходит на студенческом энтузиазме. Большой плюс, что вокруг тебя много людей, которые тоже заинтересованы в съёмках фильма, и можно найти себе помощников.

В институте меня называли многостаночником. Когда за год надо было снять одну короткометражку, я снимал по две-три. Это мне помогло набить кучу шишек. Нельзя сказать, что за время обучения в институте мне удалось снять гениальную короткометражку. Но сейчас я понимаю, что главной задачей было как можно больше практиковаться.

О первом опыте

Соловьёв, мой мастер, всегда настаивал, чтобы мы не оставляли театральную площадку. Впоследствии это должно помочь в работе с актёрами и на съёмочной площадке. И к 4 курсу мы с ребятами поставили полуторачасовой спектакль по Гамлету. После этого Соловьёв понял, что я могу справиться с большой формой. И в дальнейшем, когда к нему обратились продюсеры с просьбой срежиссировать фильм «Соловей Разбойник», он отказался и порекомендовал меня. Я на тот момент учился на 5 курсе, готовился снимать дипломную короткометражку.

Я прочитал сценарий, рассказал, как я всё это вижу, и мы начали разрабатывать проект.  Готовили его для Sony Pictures в 3D, но в тот год у них был большой перерасход и съёмки фильма отложили на год. Но мы решили не терять время, нашли сценарий «Самоубийц». Для подстраховки на съёмки пригласили Александра Стриженова. Он меня многому научил с точки зрения производства, не ограничивал в творческом плане, подсказывал, как можно сделать правильнее. «Самоубийцы» был фильмом, который мы снимали бесплатно. Идея была в том, что практически все, вплоть до актёров, инвестировали в производство из своих гонораров в надежде получить процент от прибыли. В итоге процента никакого не было, по сути. Я понимал, что у меня сейчас два варианта: либо я иду снимать короткометражку для диплома, либо я полностью вкладываюсь в фильм. В итоге я этим фильмом защищал диплом.

О проблемах  начинающих режиссёров

Побывав на питчинге, у меня сложилось такое впечатление, что люди не понимают, о чём надо снять кино. У них много красивых слайдов, но как таковой истории я не вижу. Непонятно, что тревожит героя, что тревожит вас. Вы сосредотачиваетесь на деталях, не видя общей картины. Или вы не способны объяснить её и раскрыть. Когда я посещаю питчинг, мне важнее увидеть суть отснятого, а не то, как это сделано. Даже на примере «Гоголя». Да, это трешачок. Но для нас было важным моментом, что через призму приключений и фантасмагории, мы показываем историю о становлении писателя.

Ещё я заметил, что некоторые начинающие режиссёры снимают материал, начинают монтировать, но потом понимают, что им что-то не нравится и бросают. Всегда доводите работы до конца. Неважно, плохо получается или хорошо. Главное, добиться результата и потом уже делать выводы, почему не получилось то, что запланировал. Так вы будете учиться на своих ошибках и не спотыкаться на них в дальнейшем. Тем самым вы растёте как профессионалы.

О Голливуде

На моем примере я могу сказать, что надо в полной мере пахать. Если много снимать и понимать, что ты хочешь, то в России стать режиссёром не сложно. Сложнее стать востребованным в Голливуде, там таких пахающих много.

Кроме того, те, кто работают в Голливуде, постоянно повторяют, что там ты никому не нужен без своей идеи. То есть какие-то ремесленные режиссёры там не востребованы, потому что их навалом. Принеси продюсеру идею, которая заинтересует.

О взаимоотношениях с продюсерами

Меня учили, что продюсер – враг, которого надо обмануть и вопреки снять своё кино. Но я считаю, что это неправильный подход, ведущий только к конфликту. На мой взгляд, нужно уметь договариваться с продюсером, какое вам нужно кино. Вы с продюсером должны быть творческими партнёрами.

Не бойтесь предлагать продюсеру свои идеи сценариев для будущего фильма. У меня не было на практике, чтобы кто-то что-то украл. Хотя, возможно, такое случается. Но я призываю относиться к этому легче, потому что, не соглашаясь на эти риски, вашу идею вообще никто не увидит. И адекватному продюсеру нет смысла воровать идеи или не выплачивать гонорары. Они берегут своё честно имя, иначе с ними никто не захочет работать.

Что касается договора с продюсерами, то многие жалуются, что они требуют от режиссёра отдать исполнительные права. Это нормальная практика. Мы живём в мире продюсерского кино, где режиссёра могут выгнать с площадки.

О политике и искусстве

Мне не нравится зависимость от господдержки. Государство считает, что раз оно дало деньги, то может диктовать свои правила. Нет, вы вкладываете в развитие культуры. Культура не обязана выполнять государственные задачи. Культура должна экспериментировать, искать новые формы. Она может быть патриотичной или, наоборот, высмеивать государство. Этот вопрос решает художник. Искусство должно быть аполитичным.

Меня напрягает суперпатриотичное кино. «Движение вверх», которое должно учить силе воли и стремлению к победе, воспитывает в людях лишь ненависть к американцам. Да, американцы – это образ врага. Но сборная США действительно многого добилась. За это их стоит уважать. Я не понимаю, зачем надо было делать их такими упырями, которые ставят подножки.

Об отечественном кино

Чтобы снимать такие же зрелищные фильмы, как в Голливуде, нам не хватает бюджета. Когда голливудский блокабастер снимают за 100 млн долларов, то надо понимать, что его внутренний прокат, за счёт цены на билеты, культуры похода в кино и т.д., наберёт порядка 600-700 млн. И у них совершенно иная система взаимоотношений между прокатчиками, создателями фильма и кинотеатрами.

Наша система плоха для производства кино. Условно, фильм собрал 10 млн в нашем прокате. 5 млн отходит кинотеатрам. Оставшиеся пять делят между собой прокатчик и производитель. Если подсчитать, то даже самый успешный наш фильм не может собрать больше 14 млн долларов.  Увеличить сборы можно за счёт мирового проката. Но наши фильмы не предназначены для зарубежных зрителей.

Фото: Wday.ru, Ruskino.ru, Анастасия Норина


«Талант – это способность врождённая»: в Екатеринбурге прошли творчески встречи с писателями

«Журнал – это общее дело»: в Екатеринбурге презентовали книгу о жизни журнала «Урал»

«Урал» принимает поздравления: репортаж с фестиваля «Толстяки на Урале»

Театр возможностей: как обычные студенты становятся актёрами

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск