Главная > Статьи > Это интересно > Почему студенты смотрят «Дом-2»

Почему студенты смотрят «Дом-2»

20 февраля 2012
Категория: Это интересно

 

«Дом 2» – как много в этом звуке для сердца русского слилось. Почти восемь лет эфир будоражит это бессмертное реалити-шоу. Причем, телевизионная поделка с таким треском прокатилась по стране, что о ней заговорили даже в думе. Что уж говорить о студентах, которые из года в год с благоговейным трепетом внимают неисчислимым коллизиям и перипетиям обитателей «Дома». В чем же загадка повальной популярности шоу?

На этот вопрос мы будем отвечать совместно с Верой Зверевой, кандидатом исторических наук, научным сотрудником Института всеобщей истории, которая снискала себе заслуженный авторитет в области медийных изысканий.

Если взглянуть на шоу с горних высот науки, то мнение сложится противоречивое. Одни ученые, апологеты нравственности и высокого искусства, презрительно называют «Дом-2» трэшем – то биш отбросом ТВ-пространства. Другие, с более либеральными воззрениями, утешают, мол, «смеховая культура» издревле веселит народ, вот и сейчас те же хохмачки, только в новом формате.

Эта программа рассчитана не на «всех» зрителей, а на целевую группу, по-видимому, подростков-школьников и студентов; судя как по превалирующему в шоу «женскому разговору», так и по отзывам на форумах, основную часть зрителей составляют девушки. Для сопоставления, возраст участников «Дома-2» — 18-28 лет.

Существенную лепту в долю популярности вносит интерактивность «Дома-2»: это и sms-чат, и звонки участникам, всевозможные конкурсы и т.д. Аудитория чувствует свою вовлеченность в процесс формирования программы и с большим интересом включается в него.

dom2 1Еще один фактор общеизвестности шоу – выход за телевизионные рамки. Амбициозные щупальца проекта дотянулись и до печати, и, разумеется, до Интернета. Участники — несмотря на очевидный любительский уровень исполнения вокальных и танцевальных номеров — гастролируют с концертами по России, выступают в радио-шоу, позируют для модных и эротических журналов, «раскручиваются» в качестве «звезд» популярной культуры.  Даже самые «отсталые» субъекты, те же пенсионеры, наверняка слышали о существовании «Дома». Как от чумы, – спасенья нет!

Не постеснялись создатели проекта стянуть пару-тройку приемов и у сериалов. Так, например, по сериальной формуле закручиваются межличностные драмы героев. Измены, предательства, ложь, подозрения, интриги – составляют жгучую начинку шоу. Зрительский интерес постоянно подогревается всевозможными пикантностями. Герои не скупятся на эмоции, тем более, что тиски цензуры ослаблены до неприличия.

Основное отличие формата «Дома-2» — собрание невымышленных персонажей. Зритель глубже сопереживает «человеку из толпы», нежели ненастоящему герою. Постоянное ожидание непредсказуемости и правдивости повествования стимулируют внимание поклонников.

Плюс ко всему, эмоциональный резонанс создается «поляризацией» участников: они  часто ополчаются друг против друга, сбиваются во враждующие стаи. Зрители, скованные в реальной жизни веригами эмоционального дефицита, охотно принимают позицию того или иного стана, старясь при любой возможности отстоять его правоту.

Ну и, в завершении сказанного, в качестве итога, приведу пространную цитату Веры Зверевой, вскрывающей, на мой взгляд, всю подноготную загадочной «тотальщины».  «Возможно, успех таких шоу указывает на более общее явление — потребность в доступе к какой-либо реальности, альтернативной реальности жизни… Эта воображаемая реальность, создаваемая по текстам массовой культуры, в последнее десятилетие благодаря компьютерным технологиям приобрела новую черту — она стала интерактивной средой, которую можно разделять с другими участниками коммуникации, средой, где можно бывать или даже проживать определенное время. Переключение в такую воображаемую, но разделяемую с другими реальность позволяет преодолевать тесноту рамок сценария своей жизни, какой бы интересной она ни была, и дает шанс совершать альтернативные выборы, приобретать иной опыт, думать и чувствовать за других.»     

Роман Черепков

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск