Главная > Статьи > Это интересно > О сударынях и сударях, или Повествование о нелегкой судьбе современного речевого этикета…

О сударынях и сударях, или Повествование о нелегкой судьбе современного речевого этикета…

03 апреля 2017
Категория: Это интересно

Не возникало ли у вас желания избавиться от пресловутых формул «привет-привет», «пока-пока»? Сделать свою речь богаче и интереснее? Выделиться из толпы с помощью языка?

Этикет общения позволяет избавиться от надоевших стандартов. Но, к сожалению, речевой этикет и культура общения — не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста.

Нормы речевого этикета  разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения. Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила коммуникации, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой взаимодействия людей, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета.

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета применяются для трех стадий разговора:

  • начало разговора (приветствие/знакомство)

  • основная часть

  • заключительная часть разговора

 

Начало разговора и его завершение

Любой разговор начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия  имеет значение: младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Несколько основных форм приветствия: стандартное – «Здравствуйте!» или «Привет!», реже используемое – «Добрый день» или указание на иное время суток (допустимо для любой речевой ситуации), эмоциональное пожелание – «Очень рад Вас видеть», «Искренне Вам рад», уважительное и довольно редкое (к сожалению) – «Мое почтение!», и специфическое – «Здравия желаю».

Огромную роль для начала разговора, а затем для его успешного продолжения играет форма обращения. В современном русском языке нет устоявшейся формы обращения, что значительно усложняет нам жизнь, и мы скорее используем формы привлечения внимания: «Извините, не могли бы Вы» и т.п. Произошло это, прежде всего, из-за невероятно сложной истории нашей страны в 19-20 веках.

Монархический строй отличался разделением общества на сословия от дворян до крестьян, что определяло специфику обращения в отношении привилегированных сословий — господин, сударь, барин. При этом отсутствовало единое обращение к представителям низших сословий.

В результате революции были упразднены прежние сословия. Все обращения старого строя были заменены на два — гражданин и товарищ. Обращение гражданин приобрело негативную окраску,  стало нормой в применении заключенными, судимыми, арестантами по отношению к представителям органов правопорядка. Обращение товарищ закрепилось в значении «друг».

Во времена коммунизма всего два типа обращения (а по сути только одно — товарищ), образовали своего рода культурно-речевой вакуум, который был неформально заполнен обращениями:  мужчина, женщина, дяденька, тётенька, парень, девушка и пр. Они остались и после развала СССР, однако в современном обществе воспринимаются как фамильярность, свидетельствуют о низком уровне культуры того, кто их использует.

В современном обществе стали вновь появляться прежние виды обращения: господа, сударыня, господин и др. Что касается обращения товарищ, то оно законодательно закреплено в качестве официального в силовых структурах, вооруженных силах, коммунистических организациях, в коллективах заводов и фабрик.

Речевой этикет подразумевает несколько форм обращения.

На «ты» можно обращаться к самым близким и детям моложе 18 лет (по некоторым данным к подросткам старше 12 лет уже положено говорить «Вы»). Ко всем остальным людям, даже незнакомым, которые с вами одного возраста, надо обращаться на «Вы».

Правилами этикета предписано переходить на «Вы», называть родственника или друга по имени-отчеству в присутствии посторонних. Иногда бывает неуместно в обществе демонстрировать фамильярные или родственные отношения.

От обращения «вы» к «ты» перейти нужно тактично. Хорошо, когда инициативу в этом плане проявит женщина или более старший по возрасту (положению).

Упоминая в разговоре о ком-то не говорите о них в третьем лице. Вместо «он» или «она» лучше назовите их по имени-отчеству. Например, «Александр Петрович просил передать…» или «Анна Сергеевна будет Вас ждать…».

В зависимости от обстоятельств используют обращения:

  • Официальные (гражданин, мадам, господин; в отдельных случаях с титулами и званиями);

  • Неофициальное (обычно по имени, чаще на «ты»);

  • Без личного обращения (когда вы вынуждены обратиться к незнакомому  человеку с какой-то просьбой - помогут фразы «прошу прощения», «позвольте», «подскажите», и т.д.)

Ни в коем случае нельзя обращаться к человеку — «мужчина» или «женщина», «дедушка» или «мальчик». Представительниц сферы услуг у нас привыкли называть «девушками».

Если вы перепутали имя или споткнулись в разговоре, достаточно попросить прощения.

В конце разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Они  выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

 

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций с различными речевыми формулами общения: торжественная, скорбная и рабочая. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной.

Например, возможно использование следующих форм приглашения: «Позвольте Вас пригласить», «Приходите, будем Вам рады», «Приглашаю Вас», «Могу ли я пригласить вас», «С Вашего позволения». А также формулы поздравления: «Разрешите Вас поздравить», «Примите наши поздравления», «От имени нашего коллектива поздравляем Вас», «От всей души поздравляю Вас».

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии - они могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

Вам помогут такие формы выражения соболезнования, как «Позвольте выразить глубокие соболезнования», «Приношу Вам искренние соболезнования», «Я Вам сердечно соболезную», «Скорблю вместе с Вами», «Разделяю Ваше горе», «Какое несчастье постигло Вас». Сочувствие или утешение можно выразить следующим образом: «Искреннее сочувствую», «Как я Вас понимаю», «Не падайте духом», «Все будет в порядке», «Вам не стоит так волноваться», «Вам нужно держать себя в руках» (нужно быть аккуратным и точно чувствовать ситуацию, чтобы не навредить).

Не последнюю роль при общении играет дистанция между собеседниками. Для людей малознакомых или деловых партнеров оптимальное расстояние - 2 вытянутые руки. Каждый собеседник имеет возможность выйти из разговора - никто никому не загораживает проход и не держит за пуговицу или лацкан пиджака.

При общении важно правильно выбрать тему беседы. Недопустимо предаваться продолжительным воспоминаниям, рассказам о своих делах, вести длительный монолог, акцентировать внимание на детях, снах, привычках, вкусах, проблемах со здоровьем, сплетням.

Говорить о присутствующих – дурной тон, это может спровоцировать щекотливую ситуацию.

Если вы замечаете, что разговор собеседнику явно неприятен, коротко извинитесь и переведите беседу в другую, более нейтральную плоскость.

Проявление неуважения - говорить на непонятном для окружающих языке или жаргоне, включая профессиональные сленг. Кстати, познакомившись в гостях с юристом или врачом, не просите профессионального совета – это вопиющая бестактность! Лучше договоритесь об отдельной встрече у них в офисе, чтобы прояснить вопрос.

При неинтересном или утомительном разговоре хороший тон – не показать неудовольствия, раздражения, нетерпения, чтобы прервать беседу. Не принято также перебивать говорящего, делать ему замечания.

Забавные истории, анекдоты уместны в небольшом количестве и желательно в тему разговора.

Наблюдать за человеком или пристально его разглядывать, особенно, когда он ест, по правилам этикета неприлично.

Эти правила можно заменить несложными советами. Самое главное - улыбайтесь и будьте вежливы, уважайте собеседника и тогда ваш разговор оставит лишь приятные воспоминания и впечатления.

Ксения  Десяткова

Фото: newccorp.ru, spas-news.ru


 Танцуй или умри: отзыв на фильм «Танцы насмерть»

На что способна одна собачья душа. Отзыв на фильм "Собачья жизнь"

Жизнь с чистого листа. 5 вдохновляющих книг

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск