Главная > Статьи > Учеба > Тернистый путь прикладного бакалавриата

Тернистый путь прикладного бакалавриата

30 июля 2012
Категория: Учеба

Эксперимент по введению прикладного бакалавриата завершится в 2014 году. Тогда станет ясно, насколько эффективной оказалась новая система подготовки рабочих кадров и станут ли ее внедрять повсеместно.

Однако о том, что это за зверь, кажется, говорили недостаточно. Внимание школьников, студентов и их родителей в последнее время приковано к переменам, которые наступят после принятия нового закона «Об образовании». На данный момент сложно сказать, будет ли в этом документе пункт, связанный с прикладным бакалавриатом. Конечно, как уже было сказано, эксперимент по его внедрению завершится в 2014 году, то есть после принятия нового закона. Однако на недавней встрече с правительством, где законопроект был одобрен, Дмитрий Медведев подчеркнул, что проект содержит и программу модернизации системы подготовки рабочих кадров.

О прикладном бакалавриате активно заговорили примерно 4 года назад. А в 2009 году Владимир Путин – тогда глава правительства –  подписал постановление о проведении в 2009-2014 годах эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Тогда Минобрнауки было поручено установить перечень специальностей и направлений подготовки, в рамках которых программы прикладного бакалавриата будут реализовываться.

Кроме того, ведомство провело конкурс среди образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, чтобы определить, кто будет участвовать в эксперименте.

Для участия в конкурсе нужно было представить одну программу прикладного бакалавриата, обосновать необходимость подготовки кадров по ней, а также заключить договор о сотрудничестве с работодателем.

В итоге на конкурс поступило 125 заявок. Больше всего их было подано по таким направлениям, как: «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление».12 b

Право на участие в эксперименте получили 49 образовательных учреждений со всей России. Из Уральского Федерального округа были выбраны: Курганский государственный колледж, Каменск-Уральский политехнический колледж, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Челябинский монтажный колледж и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Итак, суть прикладного бакалавриата заключается в том, что он предполагает приравнивание некоторых специальностей техникумов и ПТУ к высшему образованию. При этом, таким специальностям смогут обучать и в вузах.

Это связано с тем, что сегодня различные отрасли промышленности становятся сложнее, технологичнее и требуют от рабочих новых знаний и более высокой квалификации.

Таким образом, прикладной бакалавриат сможет обеспечить подготовку, ориентированную на практическое применение знаний. В то же время его программы смогут дать учащимся профессиональную теоретическую подготовку, которая характерна для программ бакалавриата в высших учебных заведениях. При этом активную роль в организации учебной и производственной практики здесь играют работодатели. Таким образом, обучение по программам прикладного бакалавриата опирается на современные запросы рынка труда и степень развития промышленности.

Некоторые эксперты отмечают, что прикладной бакалавриат сможет решить и социальную задачу: ликвидировать «разрыв» между теми, кто получил рабочую специальность, и выпускниками вузов.

Оценить, оправдала ли новая система возложенные на нее ожидания, можно будет в самом скором времени.

Влада Домашнева

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск