Главная > Статьи > Учеба > Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по биологии

19 сентября 2019
Категория: Учеба

ФИПИ проанализировала все работы, написанные в 2019 году, и составила список ошибок, которые чаще всего допускают выпускники. «УралСтудент» собрал самое главное из доклада ФИПИ по каждому предмету, а также разобрал задания, которые тяжело даются сдающим.

Как выглядит ЕГЭ по биологии

ЕГЭ по биологии состоит из двух частей, всего 28 заданий. В 1 часть включено 21 задание. Среди них встречались на множественный выбор, на установления соответствия и последовательности, на анализ информации. Также есть биологические задачи по цитологии и генетике. На все эти задания дается краткий ответ. Вторая часть содержит семь заданий с развёрнутым ответом.

Где большего всего допускали ошибки

В этом году выпускники значительно хуже выполнили задание 2. Эксперты связывают это с изменением его формата. Раньше выпускник должен был выбрать несколько правильных ответов, оценивалось оно в 2 балла. Сейчас экзаменуемого просят поработать с таблицей и вписать в пустующие места необходимый термин. Получить за него можно лишь 1 балл. Таким образом разработчики исключили вариант «угадайки».

Задание 1 не вызвало особых затруднений, их выполнение составило в среднем 68%. Только одно задание по экологии, в котором предлагалось дополнить схему по взаимоотношениям организмов в биоценозе, выполнили лишь 48% участников. В схеме был указан один из вариантов полезновредных отношений – паразитизм, необходимо было дописать другой вариант – хищничество.

В №2 особые затруднения вызвали задания, в которых необходимо было указать метод биологического исследования или раздел биологической науки, например указать раздел науки – «биотехнология», которая изучает использование организмов в промышленном производстве продуктов питания и лекарственных препаратов; встраивание генов одного организма в ДНК другого организма.

№6 – задачи на моногибридное или дигибридное скрещивание, анализ родословных с определением вероятности проявления признака у потомков. С задачами на дигибридное скрещивание и на анализ родословной справлялись хуже.

Задания 4, 7, 9, 12, 15, 17 были на множественный выбор. Здесь затруднения возникли с заданиями, где проверялись знания заболеваний, вызванных пониженной функцией эндокринных желез и морфологических характеристик структур глазного яблока, участвующих в лучепреломлении.

Самые низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить характеристики колбочек как зрительных рецепторов, где проверяли знания регуляторных систем (эндокринной и нервной) и сенсорных систем. А также задания, в которых требовалось определить организмы, относящиеся ко второму трофическому уровню

Более 50% участников затруднились выбрать общие признаки, характерные как для естественных, так и для искусственных экосистем. А также определить организмы, относящиеся ко второму трофическому уровню.

Задания на установление соответствия биологических объектов, процессов, явлений (№5, №8, №10, №13, №16, №18) относятся к заданиям повышенного уровня сложности. Средний результат выполнения этих заданий составил 42%, что вполне соответствует запланированному уровню сложности (30-60%). Но отдельные задания всё же вызвали трудности.

Например, задание, в котором требовалась сравнить и охарактеризовать папоротники и голосеменные растения - максимальные 3 балла получили только 2%.

Экзаменуемые плохо знали растительные ткани и не смогли сопоставить их признаки, а также определить по рисунку представителей плоских червей и соотнести с их характеристиками.

По разделу «Человек и его здоровье» также имеются задания с низкими результатами. Это задания на установление соответствия по терморегуляции организма человека и по структурам кожи (эпидермису и дерме). Аналогичные низкие результаты получены и по заданиям по эволюции жизни на Земле.

В заданиях 19 и 14 требовалось установить последовательность биологических объектов и процессов. Низкие результаты получены за задания, где нужно было выстроить последовательность основных процессов при возникновении жизни на Земле, установить последовательности процессов при смене экосистемы водоёма и превращения его в болото. Отсюда эксперты сделали вывод, что у выпускников пробел в знаниях, которые связаны с процессами, вызывающие сукцессии экосистем.

Вызвало затруднение в задании 20, где проверяли знания строения вегетативной нервной системы, в котором предлагалась работа с таблицей.


Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по обществознанию

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по истории

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по химии

Разбор с ФИПИ: типичные ошибки в ЕГЭ по физике

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск